Четверг, 23 Сентябрь 2021

СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга» – первая в Северо-Западном федеральном округе саморегулируемая организация по медицинской деятельности.


Медицинская палата Санкт-Петербурга защищает предпринимательские интересы отраслевых субъектов рынка и решает сложные вопросы членов СРО с органами исполнительной власти, а также внедряет методы обеспечения ответственности и гарантий частного бизнеса перед потребителями для оказания качественных медицинских услуг.

УЧАСТИЕ В СРО «МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» ЭТО:

• ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ЭГИДОЙ УЗНАВАЕМОГО БРЕНДА.

• ВОЗМОЖНОСТЬ ОСПАРИВАТЬ ЛЮБЫЕ АКТЫ, РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

• СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК.

Государственные Учреждения

Прокуратура С-Пб

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Первое заседание
Первое заседание
Первое заседание

Документ предоставлен КонсультантПлюс
 

 

"Медицинский вестник", 2015, N 6

 

БОРЬБА ЗА ОБЪЕКТИВНОСТЬ

 

Содержание Закона о специальной оценке условий труда и нормативных правовых актов, а также результаты специальной оценки условий труда (СОУТ), проведенной в 2014 году в ряде ЛПУ Ставропольского края, вызвали серьезную обеспокоенность профсоюзного актива, руководителей лечебных учреждений, специалистов по охране труда, самих медицинских работников. Связана она с возможным уменьшением или отменой компенсаций за вредные и(или) опасные условия труда, предоставляемых до вступления в силу данного закона.

 

Как сказал президент...

 

Завершился 2014 год, первый год реализации Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и связанных с ним подзаконных актов, утвержденных приказами Минтруда России, включая приказ от 24.01.2014 г. N 33н о Методике проведения СОУТ и Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. А также закона-спутника от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Как в старые добрые времена, когда ни одно выступление не было убедительным без ссылки на высказывания государственных лидеров, приведу цитату из выступления В.В.Путина на VII съезде Федерации независимых профсоюзов России 12-14 января 2011 года: "Важнейший вопрос для нас - это безопасность труда. Желание увеличить производительность за счет пренебрежения техникой безопасности неизбежно ведет к трагедиям... Необходима и полная ясность в процедуре признания рабочего места вредным, а на таких производствах у нас занято более 27% работников. Я знаю, что сотрудники многих предприятий опасаются, что их рабочее место лишь по бумагам, в результате субъективного решения администрации, может быть признано безопасным, а в реальности для улучшения условий не будет сделано ничего. Но вот льготы, положенные по Трудовому кодексу, у людей могут отобрать. Таких ситуаций и произвольных решений мы не можем с вами допустить. Потому будем внедрять четкие, объективные, понятные процедуры аттестации каждого рабочего места...".

К сожалению, надо признать, что принятые законы. Методика и Классификатор потенциально направлены на создание именно таких ситуаций, о недопустимости которых говорил В.В.Путин на съезде ФНПР.

Ознакомившись с новыми актами, можно было предположить, что в ходе их реализации работодатели будут, не столько заинтересованы в мероприятиях по всестороннему улучшению условий труда, сколько в том, чтобы подтвердить отсутствие вредных и(или) опасных условий труда, поскольку это позволит уменьшить объем взносов в Пенсионный фонд РФ, сэкономить за счет уменьшения расходов на мероприятия по улучшению условий труда и на компенсациях за вредные условия труда.

Принятые нормативные документы этому способствуют, так как необоснованно выводят за рамки оценок условий труда объективно существующие и, что особенно важно, неустранимые вредные или опасные производственные факторы, которые при снижении контроля за ними могут привести к заболеванию, травме и даже гибели медицинского работника.

 

Тысячи подписей

 

Общеизвестно, что на рабочих местах медицинских работников представлены все вредные и (или) опасные производственные факторы, среди которых наиболее актуальны биологический фактор и напряженность трудового процесса. Поэтому для защиты законных прав работников на установление им компенсационных мер требуется как решение проблем, связанных с недостатками принятых нормативных документов, так и обеспечение качественной оценки условий труда в учреждениях здравоохранения.

По нашей инициативе обращение с требованиями о пересмотре Методики проведения СОУТ и Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов было подписано председателями региональных организаций профсоюза работников здравоохранения РФ, входящих в ЮФО и СКФО и ряда других территорий РФ и направлено в Правительство РФ, Минтруда РФ, Минздрав РФ, ФНПР, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ.

Десятки наших профсоюзных организаций собрали тысячи подписей работников и направили в перечисленные адреса аналогичные обращения. В связи с отсутствием реальных результатов в декабре 2014 года от делегатов VIII краевой отчетно-выборной конференции направлено обращение Президенту РФ В.В.Путину.

Наша позиция по внесению изменений в Методику была поддержана Минздравом Ставропольского края, Минздравом России, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ. На сегодняшний день в результате проведенных непростых переговоров ЦК профсоюза с Минтруда России подготовлен проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты от 24 января 2014 г. N 33н". Указанный проект приказа предусматривает отнесение условий труда на рабочих местах медицинских работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора, независимо от концентрации патогенных микроорганизмов без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Подготовленные поправки по оценке биологического фактора, безусловно, являются серьезной подвижкой в сторону объективной оценки условий труда медицинских работников, но она не решает всех проблем, в том числе противоречий Методики и СанПинов в оценке шума, освещенности, микроклимата, воздействия источников ионизирующего излучения, напряженности трудового процесса.

Судя по всему, борьбу за объективную оценку условий труда медицинских работников необходимо будет продолжать.

 

Оценить невозможно

 

Практика проведения СОУТ в учреждениях здравоохранения Ставропольского края в 2014 году подтвердила опасения, что объективную оценку условий труда на рабочих местах медицинских работников на основе принятых нормативных документов провести невозможно.

Заведомое сужение области оценки напряженности трудового процесса, выведение из области оценки биологического фактора доводит процедуру СОУТ до абсурда. А как иначе можно назвать результаты оценки рабочих мест работников отделений анестезиологии-реанимации, рентгенологии, врачей и среднего медицинского персонала участковой службы и многих других, рабочие места которых оценены вторым, допустимым классом условий труда?!

Из поступающих в Ставропольскую краевую организацию профсоюза материалов СОУТ для независимой оценки качества их проведения видно, что посредством некачественной оценки условий труда из вредных условий труда выводятся не отдельные рабочие места медицинских работников, а полностью коллективы.

Так, по результатам оценки рабочих мест городской больницы в г. Ессентуки из 155 рабочих мест ни одно рабочее место медицинского работника не отнесено к вредным условиям труда. К третьему, вредному классу условий труда отнесены рабочие места садовника, водителей, машинистов по стирке белья, поваров. В отношении представителей рабочих специальностей, может быть, это и правильно, но как быть с медиками?

В стоматологической поликлинике, в одном из восточных районов края, из 14 рабочих мест медперсонала все 14 отнесены ко второму классу.

Возникает вопрос: кто ответит за то, что вводятся в заблуждение медицинские работники, информируемые под роспись в картах СОУТ о том, что вредных и(или) опасных условий труда на их рабочих местах не имеется, что нарушает Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и попросту здравый смысл? Чиновники Минтруда, сконструировавшие лукавую методику? Эксперты организаций, проводящих СОУТ, вынужденные ее исполнять?

 

Процедурные вопросы

 

В связи с ожидаемыми поправками в Методику в отношении оценки биологического фактора на рабочих местах медицинских работников и ожидаемым приказом Минтруда России во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года N 290 возникает вопрос, каким образом эти поправки распространятся на работы по СОУТ, выполненные в 2014 году? Проведение еще одной, внеплановой, СОУТ представляется решением нерациональным.

По нашим рекомендациям, еще со времени проведения АРМ (аттестации рабочих мест), а в 2014 - при проведении СОУТ в договоры с организациями, проводящими оценку условий труда, включаются обязательства по сопровождению исполненных документов и внесению в них необходимых поправок в связи с меняющейся нормативной базой в течение всего срока их действия. Организации, добросовестно относящиеся к проведению оценки условий труда, принимают на себя такие обязательства.

Вместе с тем практика проведения СОУТ в 2014 году показала, что в ряде случаев, если не в большинстве, мы имеем дело с недобросовестным или попросту неграмотным проведением СОУТ.

Нарушения порядка проведения СОУТ начинаются, как правило, с первого этапа ее проведения - идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. В соответствии с п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ, идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест работников, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также рабочих мест работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда и которым по результатам АРМ был установлен 3 или 4 класс условий труда.

Таким образом, рабочие места медицинских работников не требуют проведения идентификации.

В этом случае перечень подлежащих исследованиям и измерениям вредных и опасных производственных факторов должен формироваться экспертом исходя из перечня опасных и вредных производственных факторов, указанных в ст. 13 Закона о СОУТ, что, как правило, не выполняется.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, а также источников вредных и (или) опасных производственных факторов проводится путем изучения предоставляемых работодателем технической и технологической документации, должностных инструкций, инструкций по охране труда, характеристик применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований и измерений вредных и(или) опасных производственных факторов. А также сведений о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Поскольку ни законом, ни методикой не определен порядок предоставления указанной информации, целесообразно оформлять перечень передаваемых эксперту документов протоколом заседания комиссии по СОУТ. А предложения работников и их непосредственных руководителей оформлять листами опроса и регистрировать факт их передачи эксперту или организации, проводящей СОУТ. В противном случае организация, проводящая СОУТ, может использовать иные документы.

 

Нарушения и недостатки

 

В одной из больниц Георгиевского района и идентификация (которая не должна осуществляться в отношении рабочих мест медицинских работников!), и исследования (измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов на 176 рабочих местах в подразделениях, расположенных в различных населенных пунктах этого района, были проведены в один день! Причем организация, проводившая СОУТ, не постеснялась документально это подтвердить в протоколах измерений и других документах Отчета о проведении СОУТ. А ведь известно, что хронометраж одного рабочего места только по оценке тяжести трудового процесса требует проведения измерений в течение не менее одной рабочей смены!

Наибольшее количество ошибок выявлено при заполнении строки 040 карты СОУТ. Например, в графе о фактическом предоставлении компенсации указывается ее отсутствие, хотя фактически она предоставляется, в строке о продолжительности рабочей недели для медицинских работников указывается 40-часовая рабочая неделя, в строке о праве на досрочный выход на пенсию врачей и среднего медицинского персонала указано "отсутствует". Все это - совместные ошибки эксперта и комиссии по проведению СОУТ, которая подписывает документы, не вникая в их содержание.

Подавляющее число документов, включенных в Отчет о проведении СОУТ, оформлены электронными подписями представителей (экспертов) организаций, проводивших специальную оценку, что не предусмотрено ни законом 426-ФЗ, ни Методикой проведения СОУТ.

Безусловно, многое зависит от осмысленного, квалифицированного участия в проведении СОУТ не только экспертов организации, проводящей СОУТ, но и от членов комиссии по проведению СОУТ. В соответствии со ст. 9 закона 426-ФЗ приказом работодателя образуется комиссия по проведению СОУТ, утверждается порядок ее работы, график проведения. Порядок работы комиссии в первую очередь должен предполагать обучение членов комиссии по данному вопросу, а также определять время для их участия в работе комиссии.

В октябре 2014 года Ставропольская краевая организация профсоюза совместно с Минздравом края организовала и провела семинар-совещание для членов комиссий по проведению СОУТ - специалистов по охране труда, председателей первичных профорганизаций, уполномоченных по охране труда, представителей экономических и кадровых служб учреждений здравоохранения - всего около 250 человек. В работе совещания в онлайн-режиме принял участие главный технический инспектор труда ЦК профсоюза Ю.В.Гузнаев, а также представители организаций, проводящих СОУТ. Поступившие и рассмотренные на совещании многочисленные вопросы позволяют сделать вывод, что, хотя законом о специальной оценке не установлено обучение членов комиссий по проведению СОУТ, эту работу необходимо проводить.

На сайте Ставропольской краевой организации профсоюза (www.stavprofmed.ru) можно ознакомиться с материалами совещания и рекомендациями по оформлению опросного листа работников, приказа о создании комиссии по проведению СОУТ, оформлению технического задания для проведения конкурсных процедур на проведение СОУТ и другими документами.

 

Проблемы системные и текущие

 

Разделяя проблемы проведения СОУТ на системные, зависящие от качества нормативных документов, и текущие, определяемые работой экспертов и комиссии по СОУТ, хочу выразить уверенность, что преодолеть последние в наших силах. А вот воздействовать на позицию Минтруда России, добиться отмены или внесения поправок в Методику проведения СОУТ, обеспечивающих объективную оценку условий труда медицинских работников, нужно, как говорится, всем миром. Это как раз тот случай, когда профсоюзы должны проявить сплоченность и солидарность.

Важно понять, что, добиваясь объективной оценки условий труда медицинских работников, отстаивая их законные права на компенсации и льготы за вредные или опасные условия труда, мы не только защищаем интересы медицинских работников, мы защищаем здравоохранение от катастрофических социальных последствий.

 

Технический инспектор труда

ЦК профсоюза

по Ставропольскому краю

А.ГРИНЕВИЧ

Подписано в печать

19.02.2015

Подписка на новости

Новости СРО НП «Медпалата СПб» в вашем почтовом ящике

Опрос

Готова ли ваша медицинская организация вступить в созданную саморегулируемую организацию вашего региона?